top of page

О роли мужчины в воспитании и образовании ребенка



Мы уже много писали о роли отца в воспитании детей. Но, на наш взгляд, тема эта столь актуальна, что заслуживает более подробного освещения. В этот раз мы хотим обратит внимание не просто на роль отца, а на роль МУЖЧИНЫ в воспитании детей. Это не только мужчина в семье, но и мужчина в образовании и воспитании ребенка. Я много путешествовала по разным странам, и всегда меня, конечно же, интересовали вопросы воспитания и образования. Обращала я внимание на то, как отличается роль мужчины в семьях и в школах в разных культурах. Помню, как много лет назад я обратила внимание в Египте на отношение мужчин к детям: оно всегда трепетное и позитивное, они готовы играть с маленькими детьми. общаться. В нашей культуре такой интерес мужчины к чужому ребенку вызывает опасения. На Востоке часто нет понятия "чужие дети". При посещении многих восточных культур это бросается в глаза. Семьи там все еще многодетные, а дети являются ценностью, но не в смысле куклы, которую холят и лелеят. У детей всегда есть свои обязанности и четкие границы в отношении старших, им стараются привить уважительное отношение к окружающим. В настоящее время активное взаимопроникновение культур - Востока и Запада - меняет ситуацию. Например, в Казахстане сейчас наблюдается некий сложный микс из ценностей бабушек и дедушек, которые еще недавно были кочевниками и ценностей, полученных поколением 80-х и 90-х, отучившихся в Европе и США. Эти ценности часто вступают в полное противоречие. А поколение молодых родителей пытается их как-то состыковать. Например, раньше в Казахстане было принято первенца отдавать на воспитание в семью бабушек и дедушек. Они воспитывали его, как собственного ребенка. Это вполне оправданная мера, т. к., во-первых, мама и папа на момент рождения первого малыша в те времена еще сами могли быть детьми и психологически были не готовы к воспитанию своих детей; во-вторых, это продлевало активность и значимость старшего поколения; в-третьих, первенцы во многих культурах имели особую роль и в праве наследования, и в плане передачи опыта. Т. о. этот ребенок занимал особое положение: в семье бабушки и дедушки он оказывался младшим, при этом ему передавался особый опыт и знания, накопленные в этой семье. Сейчас в крупных городах Казахстана ситуация изменилась. Возраст родителей существенно повысился, их взгляды на воспитание детей претерпевают существенные изменения, многое берется из Европы и США. Но традиции продолжают сохранятся. Конечно, ребенка уже могут не отдавать в семью бабушки и дедушки, но позиция старшего поколения по отношению к младшему остается ортодоксальной. Это вызывает часто еще большее противостояние, чем в России. Например, ребенок может жить в комнате бабушки и дедушки, последнее слово в его воспитании остается за старшим поколением. При этом оно больше балует ребенка, т.к. бытовые условия уже не столь суровы, ответственность перешла к родителям, но стремление вмешаться в воспитание осталась. Поэтому мальчики воспитываются несколько "мягче", чем раньше. Т.е. тенденция аналогична той, что присутствует и в России. В России в силу исторических событий (революция, войны и т. д.) мужчина психологически был вытеснен из семьи, женщинам приходилось совмещать две роли - матери и отца. Во многих семьях сложилась ситуация, когда на подсознательном уровне в голове женщины главенствовал лозунг "без мужика можно обойтись". Мальчиков стали воспитывать по странной схеме. С одной стороны, он должен был заменять отсутствующего в семье мужчину, с другой - ребенок копировал женское поведение, т.к. в семье доминировали женщины. В результате, в 70-е годы образ Жени Лукашина (из фильма "С легким паром") приобрел доминирующее значение в формировании личности мужчин в России. Сейчас данная тенденция не только сохраняется, но в некоторых семьях продолжает усиливаться. Многие мальчики ограждены от трудностей и возможных проблем их собственными мамами, папы вытеснены из воспитания, т.к. "не могут", "не умеют" и т.д., как считают мамы. Мы часто можем увидеть, как дитятке 8 - 10 лет мама диктует, что надевать, есть и т.д. Более того, она сама же может его и одевать в буквальном смысле слова. При этом мы можем наблюдать, как формируются не только нарушения в области самостоятельности, самооценки и т.д. у мальчика, но и деформируется гендерная идентификация (ориентация на свою биологическую принадлежность к полу), размывается мужская роль, искажается сексуальная идентификация. При этом мальчик, вроде бы, занимает место отсутствующего мужчины. Но вырастет он со странной смешанной ролью, в которой доминируют женские черты и образ неудачника. В системе дошкольного и школьного образования также наблюдается засилье женщин. Причем, часто это одинокие женщины, у которых нарушен образ семьи. А образец мужчины в школе - это знаменитые "ОБЖешник" и "трудовик", от которых разит спиртным за версту. Таким образом, мальчишкам и здесь не удается найти тот образ мужчины, которому хочется подражать. Одним из секретов А. Макаренко при работе с беспризорниками, например, было и то, что он мужчина. Большинство его беспризорников - это дети, оказавшиеся в силу обстоятельств (революция и Гражданская война) сиротами на улице. И мужчина, который готов был с ними заниматься, предоставить им поддержку и уважение, конечно, стал для них авторитетом. Во многих европейских странах в школах и детских садах мужчина не является редким исключением среди педагогического состава. В Голландии я наблюдала такую картину, когда в Монтессори-классе 3-6 дети гроздьями висели на педагоге-мужчине. Он был очень высокий, широкоплечий и дети на его фоне казались еще меньше, но взаимодействие с ним, конечно, строилось иначе, чем с педагогом-женщиной. В Цюрихе в группе из 40 человек работали парень и девушка. Вокруг парня собрались все мальчишки и наблюдали за его презентациями открыв рот. Что же дает ребенку психологически педагог-мужчина? Во-первых, конечно же, мужскую модель поведения. Кстати, часто в этой модели не все понятно и принимается педагогами-женщинами и мамами. Во-вторых, чувство уверенности. В группах, где педагоги-мужчины, дети больше экспериментируют и исследуют, т.к. со стороны взрослого ниже контроль и детям больше позволяется, конечно, если это не педагог-мужчина с нарушенной гендерной ролью. В таких классах выше риски, но и выше выигрыш, т.к. в этой среде больше допуска для ошибок, а значит и для экспериментов. При этом в выигрыше не только мальчики, которым остро не хватает перед глазами образцов мужского поведения, но и девочки, для которых присутствие мужчины не менее важно. Именно мужчина дает большее чувство уверенности и спокойствия, защиты и безопасности. Что касается мужчины в семье, то справедливости ради надо отметить, что многие отцы, чьи дети посещают, например, наш Монтессори-центр, занимают очень активную позицию в воспитании своих детей. Многие наблюдатели, которые попадают к нам в сад и школу, с удивлением отмечают, что часто отцов, забирающих детей из сада, больше, чем матерей, что на семинарах и родительских собраниях присутствуют папы. Но, надо отметить, что у нас очень продвинутые семьи. В СМИ можно много прочитать о том, что если поднять зарплату педагогам, то мужчины ринутся в школу. Думаю, что не все так просто. Есть еще и психологическая составляющая, а именно - это уважение к педагогической профессии, ее статус, что для большинства мужчин бывает важнее финансов. Изменение в обществе взглядов на роль мужчины в воспитании детей меняет и положение дел с точки зрения гендерной составляющей в садах и школах. Если мы обратимся к истории, то когда-то был перекос в другую сторону - педагогами в большинстве случаев были мужчины. Так что это процесс динамичный, объективно отражающий ситуацию в каждом конкретном обществе.

Избранные посты
Недавние посты
Архив
Поиск по тегам
Мы в соцсетях
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square
bottom of page