О маленьких детях внутри нас -взрослых или о тех страхах, которые мешают нам жить (Часть II: Что дел

Страх оценивания - интересное явление: он тесно связан с самооценкой и возможностью собственного личностного роста. Он растет и накапливается из поколения в поколение, как снежный ком, приводя в определенные моменты к тяжелым депрессиям, различным формам ухода от реальности, нервным срывам. Очень важно научится его преодолевать не только в собственных интересах, но и в интересах своих детей и внуков. Но для этого человек должен иметь определенный ресурс. Если страх устойчив и давит нестерпимо, если человек совсем не может жить собственной жизнью, сделать самостоятельный выбор, а при каждой попытке стать самим собой он испытывает всепоглощающий ужас, то в этом случае ему нужна поддержка, чтобы данный ресурс получить. Для ребенка такой поддержкой, в идеале, может стать родитель. Но для этого взрослый должен сам иметь в себе силы и достаточную уверенность в себе. В Монтессори-среде такой поддержкой становится педагог или гид. В зарубежной практике не случайно Монтессори-педагога называют "гидом", т.е. проводником, человеком, который станет мостиком между ребенком и окружающим миром, бережно поддержит его на пути взросления, создав условия для самостоятельного развития. Для взрослого, переполненного детскими страхами, поддержкой может стать близкий человек или помощь профессионала (психотерапевта). В любом случае, на пути работы с собственными страхами лежат несколько ступеней. И первая из них - это осознать, что данный страх существует. Невозможно работать с чем-то, если для тебя этого нет. Для многих это непростая задача: отрицание - один из защитных механизмов нашей психики, уводящий нас от реальности. Поэтому мы, либо вытесняем наши страхи (вытеснение, отрицание), либо пытаемся их как-то разумно, с нашей точки зрения, объяснить (интеллектуализация, рефлексия и т.п.). Признание наличия страха - это шаг по лестнице саморазвития вверх. Далее с этим страхом необходимо встретиться. Это может быть самый неприятный в эмоциональном плане момент, но и самый ресурсный и удивительный в будущем. Ведь наш страх - это мощная сила, энергия, но направленная против нас самих, разрушающая нас и близких. Как только мы научимся преобразовывать ее в энергию самосозидания (а это следующая ступень работы со страхом), начнут происходить удивительные вещи: изменяться отношения с близкими, мы можем найти дело по душе и оно начнет приносить нам радость, а главное, мы сможем установить контакт с самими собой. Это незабываемые ощущения и прорыв к себе настоящему. У детей Мария Монтессори такое состояние называла нормализацией - ребенок поглощен деятельностью, его движения точны и аккуратны, ему комфортно в тишине и он настолько сосредоточен и сконцентрирован на своей работе, что не замечает происходящего вокруг. Для ребенка путь к нормализации естественен, он в нем заложен, но при условии, что рядом нет поглощенного страхами взрослого. Для взрослого, погрузившегося в свои страхи, путь к себе более тернист и сложен, но вполне возможен. Важно только желание и стремление вернуться к себе самому настоящему. Недавно мы проводили семинар для учителей в одной из обычных воронежских школ, рассказывая о системе Монтессори. Одна из учителей мне сказала: "Что Вы будете делать, когда к вам хлынут родители массово со своими детьми, ведь традиционная система разрушает ребенка до основания и родители это понимают?" Я ответила, что пока массового исхода из традиционной школы не будет, т.к. страх родителей, сидящий в них самих с детства, столь силен, что они лучше сами ухватятся за систему оценивания, которую они ненавидят, но которая создает для них иллюзию безопасности, чем решаться уйти от нее. Для этого нужен внутренний ресурс. Интересно, что страх так питает сам себя: он не отпускает, заставляя вкладывать в него все больше и больше энергии. При этом человеку, испытывающему страх, страшно его отпустить. Например, мы боимся оценки окружающих, но и не можем от нее отказаться - а что в замен? как же без нее? как ориентироваться на самого себя, если тебя нет, а есть привычка смотреть на мнение окружающих? Работа с собственными страхами - это большая внутренняя работа. Часто она происходит у родителей, отдающих детей в альтернативные системы образования, особенно туда, где нет оценок и отметок. Мы это прекрасно понимаем и очень уважительно относимся к тем, кто приводит к нам детей. Зная, что они совершают непростой лично для себя выбор. Идут по пути развития себя и открытия нового. И мы идем вместе с ними.