Искусство и письмо в Монтессори-классе

В Монтессори-классах до 6 лет детям не предлагаются шаблоны в изобразительной деятельности. При этом детям предоставляется возможность свободной работы с красками. глиной, карандашами, цветным песком и т.д и т.п). Это позволяет им освоить сам материал и избежать оценок их творчества взрослыми. Как известно, Л.С. Выготский считал, что изобразительная деятельность лежит в основе письменной речи. Каракули - это не просто бессмысленные завитушки, они несут в себе отражение некой истории развития изобразительной деятельности человечества в целом. Будучи антропологом М. Монттессори считала, что ребенок проходит в развитии искусства все те же стадии, что и человечество. Из примитивных каракуль древнего человека родились пиктограммы-рисунки, а затем человек дошел до того сложного письма, что мы имеем сейчас. Ребенок в сжатые сроки проходит все те же стадии. Поэтому какое-либо грубое вмешательство взрослого в процесс рисования не только заставляет ребенка навсегда отказаться от этой деятельности (у большинства детей мы видим это в начальных классах традиционной школы), но и влияет на физиологические механизмы письма, нарушая, а порой и разрушая их. С другой стороны, рисунок - это способ передачи информации: некие закодированные символы, которые несут для каждого из нас определенный, часто очень глубинный смысл, обращаясь напрямую к нашему подсознанию. Л. С. Выготский говорил о том, что как только ребенок начинает "читать" свои каракули, он переходит на стадию письма, т.е. он как бы понимает, что знак имеет некое значение. При этом ребенок еще не умеет писать, но уже есть понимание, что знак несет некую информацию. В это время у ребенка появляется интерес к буквам и цифрам. Этот этап Выготский назвал зарождением знаковой функции. Поэтому ребенка нельзя просто научить буквам и цифрам или натаскать на чтение. Эти процессы должны созреть изнутри. Некие психофизиологические механизмы должны быть к этому готовы. Вот почему с точки зрения Монтессори, мы не можем форсировать развитие ребенка. мы только можем создать специальную среду. насыщенную соответствующими стимулами, которая поможет ребенку на пути его естественного развития.