© 2014-2018 Alicevrn.ru. Все права защищены

  • Vkontakte Social Icon
  • Facebook Social Icon
  • YouTube Social  Icon
  • Instagram Social Icon
Please reload

Недавние посты

О родительской агрессии или как взрослому стать Взрослым

February 15, 2017

1/10
Please reload

Избранные посты

О социализации в детском коллективе

 

Недавно корреспондент одной из воронежских газет спросила меня: "Что лучше: детский сад или домашнее воспитание? Говорят, что сад и школа позволяют ребенку социализироваться".

Это верно. и одновременно, не верно. Давайте исходить из того, что же все-таки такое социализация? Надо отметить. что в научной литературе нет однозначного толкования. Обратимся к философскому словарю. Там социализация определяется как " (от лат. socialis — общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества".

Если говорить более понятным языком, то ребенок должен получить определенные нормы и правила, принятые в данном обществе. Давайте посмотрим, что происходит в этом плане в традиционно системе образования (аналогичные ситуации происходят и в семьях). В наших детских садах не принято оглашать правила, более того, их не осознают чаще всего сами взрослые. При этом правила все время звучат. меняются. Но формулируются они в форме запретов. Например, ребенок играет какой-то игрушкой. Но в один прекрасный момент воспитатель решил, что игрушки надо убрать. Он тут же запрещает ребенку данную игрушку брать. Правило неожиданно изменилось. Ребенок в тупике. Он начинает исследовать ситуацию. Снова пытается взять игрушку. Слышит в ответ запрет (нередко в грубой форме). Так он понимает, что теперь игрушку брать нельзя. Но вдруг эту игрушку разрешаю взять другому ребенку. У малыша в голове масса вопросов: "Что произошло? Правило не работает? Или оно работает только для него? Или...? Или...?" Тогда ребенок вновь пытается взять игрушку. Получает отказ. Он понимает, что правило, скорее всего, только для него. Это вызывает обиду, возникает чувство унижения. Появляется протестное поведение.

При этом важно помнить, что правило в коллективе, которое только для узкой группы людей, перестает работать как правило, остальная часть группы будет стремиться его нарушить. Таким образом, освоение норма и правил не работает в традиционной системе воспитания. Не случайно, в нашем обществе есть поговорка "правила для того, чтобы их нарушать".

В Монтессори-классах существует несколько четких правил, которые знают все дети и они обязательны к выполнению для всех, в том числе и для взрослых. Это обеспечивает формирование чувства безопасности у детей и четкое усвоение тех самых общественных норм. Дети легко адаптируются не только в среде Монтессори, но и при переходе в другие условия, т.к. понимают, что в каждом социуме есть свои правила.

Другой важный момент социализации, вернее, ее итог - это "функционирование в качестве полноправного члена общества". Надо отметить, что в нашем обществе с этим в настоящее время огромные проблемы? т. к. бОльшая часть его членов как раз полноправными себя не ощущает. Это связанно с возможностью быть самостоятельным и независимым. В Монтессори образовании это одни из основных пунктов, которым в процессе воспитания детей уделяется колоссальное внимание, т. к. только самостоятельный человек, а следовательно, уверенный в себе, не только сможет адаптироваться в обществе, но и стать тем активным его членом, который это общество будет менять и преобразовывать. Для этого необходимо отсутствие социальных страхов, которые в большом количестве порождает традиционная система образования.

Важным моментом, на наш взгляд, является и то, что в Монтессори-классы разновозрастные. Это один из факторов. который обеспечивает успех социализации. В реальном мире мы не живем в одновозрастной группе. В семье и на работе мы общаемся с людьми разных возрастов. Но детский сад и школа сразу вводят странное ограничение, которое дает ложную информацию об окружающем ребенка социуме, лишает его соответствующего важного социального опыта. Разновозрастность не только обеспечивает более эффективное обучение (младшие учатся у старших), но и дает всем старшим детям опыт лидерства, который в однородной возрастной группе могут получить лишь единицы.

Таким образом, наличие коллектива не всегда гарантирует опыт успешной социализации. Важно, как строятся отношения в этом коллективе, есть ли там определенные гласные правила, какова общая модель взаимоотношений. Она должна быть позитивной и построена на взаимоуважении. Помните, что ребенок возьмет именно ту социальную модель, в которую вы его поместите.
 

Share on Facebook
Share on Twitter