© 2014-2018 Alicevrn.ru. Все права защищены

  • Vkontakte Social Icon
  • Facebook Social Icon
  • YouTube Social  Icon
  • Instagram Social Icon
Please reload

Недавние посты

О родительской агрессии или как взрослому стать Взрослым

February 15, 2017

1/10
Please reload

Избранные посты

Работа Монтессори-педагога школы 6-12 : 6 уровней пирамиды

 

Прошло сакраментальных 9 месяцев, после того, как я написал статью о работе Монтессори учителя (школы) (группа ФБ «Монтессори-школа: теория и практика», 1 декабря 2015), много воды утекло, успешно закончился тренинг в Екатеринбурге и вот-вот начнется в Нижнем Новгороде. Но изучение работы Монтессори-педагогов и тренеров АМИ, наблюдения за ними и систематизация их опыта н прекращалось и теперь у меня сложилось пространственное вИдение работы Монтессори-педагога. По крайней мере такой, к которой нужно стремиться…

Работу опытного Монтессори-педагога естественно представить в виде пирамиды, состоящей из 6 уровней. Метафора пирамиды здесь выбрана не случайно, она означает, что каждый более «высокий» уровень базируется на предыдущем, основан на более низколежащем и без него не может существовать. Кроме того, в реальной работе педагога деятельность, относящаяся к более низколежащим уровням пирамиды, более широка, обширна, встречается чаще.

Итак, в основе пирамиды деятельности педагога Монтессори лежат общий облик педагога, его повседневное поведение и коммуникации с детьми. Важно, чтобы этот облик был позитивным и вызывал симпатию детей. Любовь детей абсолютно необходима успешному педагогу, потому что, если дети не полюбят своего учителя, то они не будут у него не только учиться, но даже просто слушаться его! Важно, чтобы дети как таковые находились в центре интересов педагога, были для него важной ценностью и чтобы стиль общения педагога с детьми не был догматическим и авторитарным, слишком строгим или, наоборот, заискивающим. И чтобы он пробуждал человеческие тенденции у ребенка, подталкивал его к активности, работе, исследованию.
Руководители Монтессори-школ, как правило, отбирают педагогов на основе кратковременного знакомства с внешним обликом и коммуникативными навыками педагога: для школы важно то впечатление, которое производит педагог, его культурный облик, выразительная и красивая речь. Если мы видим, что педагог имеет такой облик, что вряд ли он возбудит любовь детей, и доверие родителей, если он говорит не вполне в соответствии с культурными нормами, переходит на крик или заискивает – вряд ли такого педагога даже стоит брать на работу! Кстати, одна из причин кризиса так называемой «государственной» системы образования в России состоит в том, что при поступлении в педагогический вуз и последующем приеме на работу в учебное заведение абсолютно не рассматриваются эти важнейшие для дальнейшей успешной профессиональной деятельности характеристики. Почему тогда, например, при приеме хореографическое училище и, в последующем, в балетную труппу еще как-то смотрят, как выглядит балерина в пачке и здесь недостаточно просто просмотре ее документов, как она сдавала где-то экзамены? Представляете, если от этого отказаться, как на сцену рванутся люди, не имеющие необходимых данных!

Второй уровень работы Монтессори - педагога – организация среды, подбор и изготовление материалов. А среду невозможно взять и купить, в ней массу вещей нужно подбирать, покупать в разных местах, изготавливать самостоятельно, красить и украшать, компоновать и расставлять на полках в классе. Вообще, материалы можно разделить на основные (зонтичные), которые должны находиться в среде постоянно, дополнительные (опциональные), которые можно убирать, заменять, переставлять и материалы вспомогательные и расходные. Это в первую очередь, подносы, лотки, коробочки, шкатулки, корзинки. Во вторую - бумага, карандаши, разного рода бланки, степлеры, дыроколы, ножницы, линейки, реактивы, тряпки и моющие средства для уборки и т.д. Если говорить о перечне материалов, что приобрести можно что-то около половины списка материалов, вторую половину (примерно) или чуть меньше – придется изготавливать самостоятельно. Ну и, интересный вопрос о стоимости – более или менее полная среда класса 6-12 по затратам в условиях России обойдется от 500 000 до 1 000 000 руб. Это сугубо ориентировочные цифры, зависящие от того, где закупаются материалы, в дорогущем НИНХАУСе, на демократичных Омской и Питерской фабриках или в совсем дешевом китайском OUTLET’е по интернету. Не все материалы нужно закупать сразу, закупки можно растянуть на 2-3 года при открытии нового класса. И конечно, нужно учитывать, что массу материалов нужно изготавливать самим, разного рода карточки, таблички, картинки, стрелочки и т.д. Парадокс, но у АМИ нет списка материалов, которые должны быть в среде обязательно и списка опциональных материалов. Средовый, вроде, подход, но исчерпывающего описания среды – нет.

Так вот, Монтессори - педагогу всем этим предстоит заниматься. Находить и закупать материалы, учитывая экономическую сторону вопроса и приоритетность материалов, компоновать их. А главное, изготавливать материалы самостоятельно, обеспечивая их эстетичный привлекательный вид. Печатать, ламинировать, вырезать, клеить красить. Находя или покупая для этого все необходимое. Мы видели школы (особенно, в Италии), в которых создание материалов превратилось в культ. Монтессори-учителя оставались каждый день после работы на 2-3 часа и делали собственноручно материалы. Но такое нельзя однозначно одобрить, надо исходить из необходимости материалов, из планирования их использования… Особенно много предстоит изготавливать для зоны русского языка – почти ничего в продаже нет. Для математики есть много, но тоже изготавливать придется много, карточек-буклетов с заданиями особенно. По географии, истории, биологии будут нужны разные коллекции, артефакты, особенно связанные с регионом размещения школы. Зона культуры и искусства сплошь состоит из оригинальных или расходных материалов (краски, кисти, пластилин, глина и проч).

Следующий уровень в работе и мастерстве Монтессори-учителя – это пресловутые презентации. Учитель с помощью презентаций, больших историй, ключевых уроков транслирует учащимся не только правильные, рациональные приемы работы с материалом, но и, не будем замалчивать это факт, определенное и довольно насыщенное содержание обучения по 8 учебным предметам. Сейчас в российских Монтессори-кругах принято возводить презентации в абсолют. Это отчасти хорошо, потому что это сразу выводит нас на достаточно высокий уровень качества обучения, сопоставимый с уровнем АМИ. Презентации как метод обучения обеспечивают трансляцию детям этого содержания обучения, при условии, что педагог им сам хорошо владеет, а также может спланировать проведение презентаций для каждого учащегося индивидуально, мониторить их прохождение и свободную работу с материалом в зависимости от возраста учащегося и с учетом его участия в малых временных группах. Но только отчасти, потому что несколько напоминает привычное фронтальное обучение в государственной школе и подталкивает к сугубо механическому показу презентаций по плану без анализа и диагностики, что нужно конкретному ученику, к чему он готов, а к чему нет, что нужно повторить, на чем задержаться, а что, может быть побыстрее проскочить или дать позаниматься «большой работой».

Так мы переходим на следующий уровень, уровень планирования и мониторинга работы учащегося. В отличие от традиционной системы, в которой обучение происходит фронтально и всем учащим должно быть транслировано одно и то же содержание обучения – именно такова цель обучения (так сказать, все учащиеся должны овладеть знаниями в объеме программы обучения), в Монтессори-школе должен развиваться и реализоваться индивидуальный потенциал каждого ребенка. Но на материале, отражающем серьезный контент обучения с большим количеством упражнений, предназначенных для развития. Развития сенсорного восприятия, мышления в его разнообразных проявлениях, коммуникативных навыков (при проектной работе), наконец, развития навыков усидчиво работать, исследовать окружающий мир. Поэтому планирование и мониторинг работы учащегося – далеко не такая простая вещь, как может показаться. Имеется учебный план школы 6-12 AMI по всем 8 предметам (я его перевел и разместил в группе ФБ «Монтессори-школа: теория и практика» 1 декабря 2015). Этот план нужно разбить по годам обучения ребенка (с примерной привязкой к программе, на основании которой ребенка потом будут аттестовать в традиционной школе, например, учебный план «Школы России» по годам и по предметам. 

Затем составляются примерные перечни презентаций по месяцам, укладывающиеся в такое годовое планирование, «разбрасываются» большие истории и ключевые (общие для всего класса) уроки, экскурсии и походы во внешнюю среду. И в конце концов учитель намечает свой план на день, включая в него презентации по группам детей так, чтобы в течение месяца каждый ребенок получил бы минимум одну презентацию по каждому предмету и минимум одну презентацию в день. Но это только лишь план учителя и задача не стоит буквально лечь костьми, но план выдать. От плана неминуемо придется отступать, а сам план – корректировать. Что-то не успеет учитель, для каких-то презентаций не окажется детей – не придут в этот день или «зависнут» на каком-нибудь проекте или большой работе. И, конечно, нужна определенная технология мониторинга работы учащихся, их продвижения по презентациям и самостоятельной работы, выражающаяся не в привычных отметках по пятибалльной шкале, а в действительно педагогической оценке и анализе работы учащихся, позволяющей наметить дальнейшие шаги, чтобы помочь учащемуся в развитии.

Однако, есть в работе Монтессори-педагога и более высокие уровни, чем планирование и мониторинг. Следующий уровень отвечает управлению классом в целом, организация важных общих моментов распорядка дня, формирующих такие аспекты как ответственность, обязанности, сознательная дисциплина. Это круги, уборка класса, чистка материалов, забота о цветах и живом уголке, дежурство по столовой. При этом нужно иметь в виду, что класс, в котором, скажем, 15 или даже 20 учащихся – не Монтессори-класс. Специалисты утверждают, что Монтессори-класс начинается от 25, а лучше 30 учащихся, причем разновозрастных, и на них должен быть один педагог (а ассистент – лишь время от времени помогает педагогу). ВедЕние класса в целом, налаживание внем дисциплины, ответственности и обязанностей детей – это важная грань мастерства педагога.

А выше есть еще одна ступень – это ступень управления целями и ожиданиями от обучения и работы с родителями. На этой ступени учитель уже анализирует развитие каждого учащегося в целом, развитие его потенциала индивидуальных способностей, устанавливает и корректирует цели обучения индивидуально для учащегося на большие отрезки обучения (0,5 года – 1 год), что называется, формирует индивидуальную стратегию и траекторию обучения. Осуждает ее с родителями, помогает родителям сформулировать для себя правильные ожидания от обучения и так скорректировать быт семьи, чтобы это насколько возможно содействовало целям обучения.

Закончив курсы АМИ педагог получает общее представление о наборе материалов и презентаций, слышит общие слова о целях обучения, планировании и работе с родителями. Наблюдение и практика снимает страх перед детьми и помогает поверить в свои силы. А потом идут годы и десятилетия на то чтобы достичь всех перечисленных ступеней мастерства Монтессори-учителя. Каждым учителем – по-своему. Если не получается – приходится уходить из этой профессии. Каждая из этих ступеней мастерства заслуживает отдельного разговора.