© 2014-2018 Alicevrn.ru. Все права защищены

  • Vkontakte Social Icon
  • Facebook Social Icon
  • YouTube Social  Icon
  • Instagram Social Icon
Please reload

Недавние посты

О родительской агрессии или как взрослому стать Взрослым

February 15, 2017

1/10
Please reload

Избранные посты

 

Этот девиз, обращенный к врачам, очень актуален и в нашей среде, среде Монтессори-педагогов. Есть несколько серьезных рисков, часть из которых связана с неверным пониманием и использованием принципов Монтессори, которые легко нарушить в российской традиционной культуре образования и этим нанести вред мотивации и конгнитивным процессам детей, которые обучаются в наших заведениях. Но очень серьезный риск в нашей деятельности связан с компрометацией сути метода Монтессори, распространением ложных представлений о системе Монтессори среди интересующихся и вновь обращаемых к этой методике педагогов. Особенно это опасно, если ты обладаешь определенной известностью и влиянием.

Возьмем такой пример. Когда знакомишься с практикой зарубежных Монтессори-школы, сразу сталкиваешься с тем, что во всех цветных, раскрашенных алфавитах – и шершавых буквах, и креативных алфавитах – согласные буквы раскрашены в розовый цвет, а гласные – в голубой. А у нас в России – наоборот! Наиболее распространение имеют алфавиты, в которых гласные раскрашены в розовый, а согласные в голубой. Почему так получилось? И как теперь быть?

Можно сказать, что это все ерунда, несущественно, и оставить все, как есть. Это самый простой выход. Но это не выход, на самом деле. Когда начинаешь с детьми изучать английский язык, алфавиты для английского алфавита выпускаются уже «правильные», с розовыми согласными и голубыми гласными, и тогда это начинает серьезно мешать в обучении – но одном языке сходные буквы раскрашены одним способом, а на другом наоборот. Как объяснить детям, почему это именно так? И иметь ввиду, что после встречи с «правильным» английским алфавитом у головах у детей возникнет путаница и какие-либо окраски просто перестанут работать.

Нужно что-то делать. А что можно сделать? Открыто признать, что с цветом букв ошиблись, и начать выпускать ТОЛЬКО правильные буквы, постепенно переходя от неправильного «русского» раскраса букв к правильному – принятому во всем мире.

Но мы в России продолжаем гнуть прежнюю, ошибочную линию (как это очень часто бывает в нашей стране), и альтернативный раскрас букв возносится уже в национальную образовательную традицию. «Мы» - это Елена Хилтунен и Ольга Лаптева. Когда-то давно они решали, каким цветом красить буквы, которые должны были выпускаться питерской фабрикой Монтессори-материалов, принадлежавшей тогда Лаптевым. И решили. Елена Хилтунен опиралась при этом на какую-то раннюю (1913г) работу М.Монтессори, где она указывала именно такие цвета, а Ольга Лаптева – на количество розовой и голубой краски, имевшихся в тот момент на ее фабрике. И ничего, что в более поздних работах М.Монтессори поменяла окрас букв на противоположный, и через ассоциацию AMI (учрежденной, кстати, самой М.Монтессори) он распространился во всем мире. Поскольку Е.Хилтунен не удалось закончить курсы AMI все, что относится к этой организации ей ненавистно. А О.Лаптева вообразила, как ужасно буду выглядеть слова по-русски, выложенные на креативном алфавите с розовыми согласными и голубыми гласными – потому что согласных у нас в алфавите так много! Именно обилие розового (а не голубого цвета) показалось ей ужасным!

Когда я написал свой комментарий о цвете букв русских алфавитов в группе Фейсбука «Журнал «Монтессори-клуб», позиционируемоой как «журнал для профессионалов», меня просто выкинули из подписчиков и закрыли туда доступ. Вот вам и профессионализм.

Многие публикации в этом журнале носят достаточно сомнительный характер с точки зрения методики самой Монтессори, а кое в чем ей открыто противоречат. Если бы журнал назывался "Хилтунен-клуб", никто бы и слова не сказал. Но ведь он называется «Монтессори клуб»... 

Получается явное несоответствие содержания упаковке. И еще, что интересно, всякие публикации, предназначенные для того чтобы восстановить истину, направленные в этот, с позволения сказать, "клуб", молча разворачиваются без публикации... С подобной тенденциозной редакционной политикой просто невозможно не попасть под огонь критики...

Вот так и происходит в России продвижение и развитие Монтессори-метода: многочисленные любители и энтузиасты, подчас не имеющие базового психологического и педагогического образования и не закончившие даже курсов, направленных на адекватную передачу наследия Монтессори, вносят различные «рацпредложения» и усовершенствования, приводящие к искажению представлений о методе Монтессори на бескрайних просторах нашей Родины, испытывающей хронический дефицит в объективной и адекватной информации.

Последним «перлом» в этом отношении является примерная программа дошкольного образования «Детский сад по системе Монтессори», составителем и редактором которой является все та же Елена Хилтунен. И хотелось бы поблагодарить Елену Хилтунен за проделанную работу, за вклад в дело продвижения Монтессори-педагогики в России, но не получается: указанная программа не только имеет очень мало общего с системой Монтессори, но и ЗАТРУДНЯЕТ создание детских садов, основанных на системе Монтессори.

Впрочем, анализ этой объемной программы и попытки обойти противоречащие системе Монтессори требования этой программы заслуживает целого цикла статей, которые вскоре будут опубликованы в этой группе.

На фото: РОЗОВЫЕ согласные буквы латинского алфавита, изготовленные лично Монтессори в конце 1920-х годов и хранящиеся в ее архиве в Барселоне

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

Мы в соцсетях