О детской самостоятельности и готовности к ней взрослых

В настоящее время мы - руководители Монтессори-школы "Алиса" - снова находимся на наблюдении и практике в Монтессори-школах Европы. И вот какие мысли все время посещают лично меня, как педагога и психолога. Мария Монтессори заложила уникальные идеи в свою философию воспитания и педагогическую концепцию развития ребенка. Но понимание этих идей, видение их глубины, напрямую зависит от личного опыта воспринимающего взрослого, его позиции и внутренних личностных возможностей. Фактически, движение в сторону полной реализации этих идей для взрослого (будь то педагог или родитель) сродни психотерапии. Не зря мне, как психотерапевту, эта методика так близка. Взрослый, отдавая ребенка в систему Монтессори, часто меняет свои взгляды и представления кардинально, что поднимает его личностно на новые уровни. В этом процессе важно взаимодействие всех трех сторон: родитель-педагог-ребенок. Я часто наблюдаю такую картину, что если педагог закрыт для восприятия нового, его прежние поведенческие стереотипы продолжают над ним давлеть, это прекращает его путь в сторону личностного развития и ставит препятствия на пути развития личности ребенка, рядом с которым он находится. Например, в одном из Монтессори-классов 9-12 (24 ученика) работает педагог, которая много лет проработала в традиционной системе. Она убеждена, что детей нужно все время контролировать. Поэтому она заставляет их повторять все презентации, что она им показала. В классе среди детей наблюдается полная демотивация к работе. В другом классе 9-12 (55 учеников) дети практически не подходят к педагогу, они обучаются друг у друга, их уровень самостоятельности, ответственности и познавательной мотивации поражает. При этом не наблюдается такого контроля за детьми. Педагога практически не видно, он что-то тихо обсуждает с несколькими ребятами по истории. Все остальные дети включены в самостоятельную работу. В классе стоит легкий рабочий шум. Оба класса работают по системе Монтессори, но, на мой взгляд. вряд ли первый класс действительно можно назвать Монтессорианским, хотя весь Монтессори-материал в наличии, дети им занимаются. но основным двигателем данного обучения, как и в традиционной системе, является принуждение. Взрослым, воспитанным в подобной системе. часто сложно представить, что можно как-то по-другому. Если говорить о родителях, то и они часто не могут воспринять те изменения, которые происходят в ребенке, т.к. оказываются сами не готовы к тому, что их чадо уйдет в своем развитии на 2-3 головы дальше них: сможет самостоятельно принимать решения и их реализовывать. Таким образом, реализация системы Монтессори в полной мере зависит от всех трех сторон - участников процесса: ребенка, родителя и педагога. Если какая-то из сторон не готова к этому, то того самого "Чуда Монтессори" не произойдет.