© 2014-2018 Alicevrn.ru. Все права защищены

  • Vkontakte Social Icon
  • Facebook Social Icon
  • YouTube Social  Icon
  • Instagram Social Icon

О роли педагога

Большинству из нас кажется привычным и правильным, что педагог учит, дает знания и т.п. Но это не совсем так. Мария Монтессори очень много говорила о роли педагога в жизни ребенка, вернее, о роли ребенка в жизни педагога. Она считала, что рядом с ребенком может находиться только тот взрослый, который готов учиться у ребенка. 

Для Монтессори-педагога каждый ребенок выступает в роли Учителя. Задача педагога - понять и принять каждого ребенка, через наблюдение увидеть перспективы развития каждого. 

Для детей развитие - естественный процесс, для взрослого это требует определенных усилий над собой. Поэтому в Монтессори-классе может работать только тот педагог, который нацелен на саморазвитие, на личностный и профессиональный рост.

Общение между взрослым и ребенком должно обогащать обоих. Меня часто спрашивают: Можно ли ребенка отдать на танцы, а на шахматы и т.д.? Ребенка можно отдать куда угодно, но важно, чтобы это приносило радость самому ребенку и обогащало его. Для этого нужно выбирать не секцию или кружок, а педагога. Но этого педагога должен выбрать сам ребенок, а не родитель.

У педагога должна быть способность сохранять и поддерживать познавательную мотивацию ребенка, но при этом не навязывать свои идеи и мнения, а следовать за ребенком, создавать ему условия для совершения собственных открытий. 

Конечно, каждый из нас создаст для ребенка те условия, к которым готов сам. И в каждой педагогической ситуации мы видим лишь то, что пока способны увидеть. Так, в прошлом году в месячнике наблюдений у нас участвовали не только родители, но и бабушки. Одна мама очень просила пустить на наблюдение бабушку (бабушка была настроена очень негативно изначально), чтобы она посмотрела, как замечательно занимаются дети. Интересна была потом оценка бабушки. "Дети бедные, сидят, занимаются сами, а эта ... (имелся ввиду педагог), как сидела с одним, так и сидела, а они все сами... и стирали беднушки, и гладили, и чегоЙ-то там носили... за что же деньги платить, если дети могут все сами?" Бабушка даже не увидела счастья в глазах детей от того, что они все сами, от того, что они независимы и самостоятельны. А знала бы бабушка, сколько за этой самостоятельностью стоит работы педагога! Как говорят при обучении Монтессори-педагогов: "Если Вы заходите в класс и дети работают сами, а педагога не видно и не слышно, значит Вы в классе у профессионала!"

Важно, чтобы педагог был позитивен, любил жизнь и помог сохранить ребенку его детский восторг от всего окружающего. Вот тут-то и становятся важны те ценности, которых придерживается педагог, родители, бабушки и дедушки. Если они готовы принять то, что ребенок может расти свободным, самостоятельным, независимым и ответственным, если они видят в этих качествах ценность сами, то смогут это передать ребенку. Если эти качества не являются для них ценностью, то взрослые станут тормозом на пути развития ребенка. Как говорила Монтессори, ребенка не может учить взрослый, который личностно находится уровнем ниже ребенка.

@ к. псих. н, Монтессори-педагог AMI диплом 0-6, Могилева В.Н.