© 2014-2018 Alicevrn.ru. Все права защищены

  • Vkontakte Social Icon
  • Facebook Social Icon
  • YouTube Social  Icon
  • Instagram Social Icon

О роли упражнений Практической жизни

В разделе Practical Life в Монтессори-классах для детей от 3 до 6 лет много интересных упражнений. Часто многие думают, что их основная цель - это научить ребенка стирать, гладить, убирать.

Но это совсем не так. Данные упражнения направленны, в первую очередь, на развитие координации движений. В процессе выполнения сложных действий в этих упражнениях (например, вдеть нитку в иголку, почистить маленький металлический предмет кисточкой и т.д.) моторика ребенка становится очень тонкой и совершенной. Развитие движения Монтессори тесно связывала с формированием воли, т.к. только через контроль за своими собственными действиями и управление ими может начать проявляться воля.

Во-вторых, ребенок приобретает навыки по уходу не только за самим собой, но и за окружающей средой, что делает его независимым от взрослого и самостоятельным, а это, в свою очередь, формирует у него уверенность в себе и адекватную самооценку, наделяет его ответственностью за себя и окружающую среду.

Упражнения Практической жизни имеют последовательно усложняющиеся алгоритмы, что дает ребенку посыл к пониманию того, что любая деятельность имеет алгоритм и он упрощает и оптимизирует работу. Следование алгоритму - это формирование математического склада ума, подготовка к алгебре, а практическая работа с предметами в пространстве - к геометрии.

Весь фокус в том, что без практической работы невозможно формирование абстрактного мышления. Практическая деятельность лежит в основе понимания. Поэтому попытки многих родителей и педагогов изучать с детьми в раннем возрасте цифры и буквы, загружать их сложными знаниями о строении Вселенной без опоры на практику не только абсурдны, но и вредны. Так упускается период, когда мозг ребенка требует практической деятельности для своего развития безвозвратно и психика ребенка терпит огромные перегрузки.

Недавно я была в г. Тула в "Музее оружия", где выставлены уникальные экспонаты российского оружия, многие из них были изобретены талантливыми русскими и российскими инженерами-оружейниками. Интересна их биография. Она типична для того времени. Еще ребенком каждый из них трудился в домашней оружейной мастерской, в 9-11 лет приходил на Тульский оружейный завод работать к мастеру-оружейнику в подмастерья. За несколько лет он приобретал огромный практический опыт. Затем сам начинал создавать новые образцы оружия. Без богатого практического опыта создание чего-то нового, глубокое понимание процесса невозможно. В этом смысле замечательно откликается идея Монтессори-школы 6-12 и 12-18 о необходимости научного практического опыта и профессионально опыта на 1-й и 2-й ступенях школы, соответственно.

В отечественной психологии в развитии мышления выделяют три ступени: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Одна ступень базируется на другой, перескочить в развитии мышления через какую-либо ступень невозможно. Если лишить ребенка возможности действовать руками на этапе наглядно-действенного мышления, то весь процесс развития мышления не только затормозиться, но ребенок, вряд ли, достигнет третьего его уровня - абстракции. 


 

Сейчас это явление мы наблюдаем среди большинства студентов российских ВУЗов - они не способны к абстрагированию и обобщению, их мышление весьма конкретно, они могут рассуждать на какие-то темы, не понимая предмета рассуждения. Для многих из них возможность восполнить пробелы в развитии мышления, утрачена навсегда. А виной этому система обучения в дошкольном возрасте, когда вместо того, чтобы работать руками, они сидели в детском саду за столиками и учили буквы, в начальной школе читали в учебниках непонятные тексты и заучивали никому не нужные, а часто просто некорректные определения и правила.

В этой трехступенчатой схеме развития мышления не просто один тип вытекает из другого, но они тесно взаимосвязаны друг с другом и действуют на протяжении всей жизни человека совместно. Если мы встречаемся со сложной интеллектуальной задачей, то можем задействовать снова наглядно-действенное мышление. Например, перед нами сложное техническое устройство. Мы не знаем, как оно действует и попытаемся его разобрать, чтобы понять. Это и будет работа наглядно-действенного мышления. 

Таким образом, педагогам и родителям важно знать, что на определенном этапе развития ребенка ему необходимо обеспечить возможность практической деятельности. Монтессори много говорила о взаимосвязи руки и интеллекта ребенка. Важно предоставить детям условия, чтобы они могли через реальную деятельность исследовать окружающий мир. Без практической деятельности невозможно вырастить ни математика, ни физика, ни биолога, ни писателя! 

На фото: ребенок выполняет упражнение, имеющее сложный алгоритм, "Чистка металла".

к. псих. н., Директор Монтессори-центра "Алиса" Могилева В.Н.